Коэффициент IQ – семь мифов
IQ-тесты на измерение коэффициента интеллекта были разработаны Гансом Айзенком в сороковых годах 20 века. В Европе IQ-тест приобретает популярность в 50-х годах, а его автор становится знаменитостью. Интеллектуальными способностями мерились все: и в дружеском кругу и в офисах. Выражение «у него низкий IQ» становится эвфемизмом характеристики – «он придурок», что, кстати, от реальности очень далеко. Ведь определение интеллекта как совокупности познавательных способностей «хомосапиенса», свидетельствует о его способности решать сложные задачи. Именно поэтому задача тестов на интеллект – выявить, какой способ мышления более всего развит у человека – логический, вербальный, образный, и т.п., а также дать оценку его памяти, вниманию и уровню развития.
Первые тесты измерения IQ Ганс Айзенк создаёт в рамках нацистской программы создания расы сверхлюдей – самых умных, генетически идеальных и красивых. Разрабатывая тест, он опирался, прежде всего, на идею, что для всех возрастов есть свои нормативы интеллектуального развития.
При этом отношения Айзенка с фашистами и их идеологией были очень запутанными. С одной стороны, он всячески публично открещивается от фашистских взглядов и даже ввязывается однажды из-за этих обвинений в драку. Но с другой стороны, он находится в очень тесных отношениях с самой верхушкой Третьего Рейха.
Также перу Айзенка принадлежит несколько статей, в которых он пишет о расовом, половом или генетическом превосходстве. В 1971 году во время публичной лекции, его закидывают яйцами, после утверждения, что IQ чернокожих на 15 пунктов ниже, чем у белых, из-за их особенности генокода.
Первый миф. Цифра, получаемая в итоге, после прохождения теста на IQ, показатель вашего ума и способностей.
Но, на самом деле, этот тест содержит несколько разделов (субтестов) – на вербальное, образное и абстрактное мышление, и т.п. Все результаты субтестов суммируются, и выдаётся усредненное значение. Исходя из этого, у человека, который имеет выдающееся образное мышление и, к примеру, очень неважное логическое, конечный результат коэффициента IQ окажется «так себе».
Второй миф. Чем выше IQ, тем более умён его обладатель.
На самом же деле, существует даже шутка о том, что высокие показатели теста Айзенка, говорят не об интеллекте человека, а о его способностях очень хорошо проходить IQ-тесты. В каждой шутке только малая доля шутки. Баллы IQ – это показатель способностей человека познавать что-то новое. Это степень понимания человеком происходящего и наблюдения за ним. Но ни к творческим способностям, ни к практическому уму они никакого отношения не имеют.
Третий миф. У человека с высоким IQ больше шансов добиться успеха в жизни, чем у других.
На самом же деле, в предисловии к одному из самых популярных изданий IQ-теста Ганс Айзенк писал, что для того, чтобы достигнуть успеха в жизни, к высоким показателям интеллекта человека, в обязательном порядке должны прилагаться высокая мотивация и настойчивость. Тот, кто обладает высоким интеллектом, но лишён при этом настойчивости, рискует провести всю жизнь в ожидании «своего часа». Тот, кто настойчив в познании, но при этом немотивирован никакими целями, также рискует никогда «не встать с дивана». Как ни прискорбно, но наибольшие шансы имеет сочетание «мотивация + настойчивость», даже при полном отсутствии ярко выраженного интеллекта.
Четвёртый миф. Если IQ выше 170, то человек – гений.
На самом же деле, в профессиональных тестах IQ самым высшим баллом является 144. Результаты, которые превышают это число, не детализируются, попадая в значение «от 150 до 160» или «от 160 до 170», и т.п.
Последние 50 лет показывают, что средний IQ жителя Земли вырос на 12 пунктов. Этот эффект, благодаря которому каждое следующее поколение становится умнее и сообразительнее предыдущего, назван по имени новозеландского социолога Джеймса Флинна. Существует несколько теорий, которые пытаются объяснить суть эффекта Флинна, при этом ни одна из них не является общепризнанной. Сам Флинн разработал модель математического формата, описывающую разнообразные факторы, которые влияют на умственное развитие, и осветил связи между этими факторами.
Джеймс Флинн пришёл к выводу, что степень интеллекта в большинстве своём зависит не от генетической предрасположенности, а от тех, кто окружает человека. Эту версию подтверждают и некоторые данные экспериментов. Например, замечено, что родные и приёмные дети, которые воспитываются в одной семье, показывают очень похожие результаты при тестировании, хотя имеют разных биологических родителей.
Пятый миф. Если пройти тест в Интернете, то можно узнать собственный IQ.
На деле же, все тесты, которые размещены в Интернете, являются упрощёнными вариантами тестов Ганса Айзенка. К примеру, если такой тест выдаёт результат «171» и пишет при этом пометку «поздравляем, гениальность неоспорима», необходимо обязательно добавить: «на фоне третьеклассников». Профессиональный IQ-тест пересматривается психологами раз в несколько лет, и при этом меняется с поправкой на эффект Флинна.
Шестой миф. Коэффициент интеллекта – это величина постоянная.
На самом же деле, необходимо, во-первых, различать показатели IQ-теста и реальный интеллект. Реальные способности могут чуть-чуть варьироваться в зависимости от самочувствия, самооценки и даже настроения. Что же касается задачек из теста, то необходимо всегда помнить, что ситуация, в которой в данный момент пребывает тестируемый, несколько искусственна. Он может неверно понять плохо переведённые на русский язык (бывали случаи) или неправильно сформулированные условия задания. Он может оказаться невнимательным или потерять интерес к этому заданию прямо посреди теста. И напротив: можно так натренироваться на решение задачек из IQ-теста, что они будут легко «отскакивать от зубов». Но это не будет истинным показателем возросшего интеллекта.
Седьмой миф. Существует тайная организация, к которой принадлежат люди с интеллектом IQ, который превышает 170. Все эти люди князья мира сего: влиятельные политики, известные общественные деятели, руководители крупных корпораций. Если дворник имеет исключительно высокий интеллект, то рано или поздно он будет замечен, и взят под крыло, которое обеспечит ему выдающуюся карьеру.
На самом же деле, этот миф с подоплёкой гуманистического характера разоблачать даже немного неловко. Кто в него верит, пусть продолжают это делать. Но существует намного более демократичная организация, которая объединяет людей имеющих высокий интеллект – Mensa International (http://www.mensa.org). К глобальной власти над этим миром эта организация не имеет никакого отношения. Она занимается просветительской деятельностью, а присоединиться к этому братству можно лишь одним способом: пройти этот пресловутый тест на коэффициент IQ и показать недюжинные результаты.
Комментарии
- Сэм Вольфрамов, (30.01.2012 15:15)
Есть интересные факты по поводу тестов Айзенка на IQ, размещённых в Интернете. С этими тестами может возникнуть ряд проблем: 1.Нарушение соотношения заданий на разные виды мышления (абстрактное, вербальное, образное, логическое). Как правило, такие тесты на самом деле являются специфическими разновидностями классической версии теста, придуманными Айзенком для тех, кто любит упражняться в решении задачек на узкую тематику, т.е. задачек, проверяющих только какой-то один вид мышления. Такие варианты теста нельзя считать объективными, поскольку они не дают даже примерной картины потенциальных способностей человека. 2. Частые опечатки (критическое их количество обычно наблюдается в инструкции к тесту). 3. Неадекватные критерии оценок результатов. Например, что IQ 140 по шкале Айзенка - это феноменальный IQ. В действительности же это не так. 4. "Глюки" в расчётах итогового IQ. К примеру, при выполнении 0 заданий выдают результат: ваш IQ = 73. Это как минимум настораживает. 5. Известно, что тест Айзенка рассчитан на 30 минут. На некоторых же сайтах для выполнения предлагается 40 минут, а на других время вообще не ограничено. С таким подходом к делу объективных результатов не получить. 6. Пересмотр психологами раз в несколько лет теста Айзенка с целью изменить его с поправкой на эффект Флинна не всегда заканчивается успешно. Происходят всяческие ошибки и тому подобное. Версия 2001-го года получилась вообще неадекватной, но активно используется на некоторых сайтах, причём с последующей выдачей сертификата... Что будет подтверждать такой сертификат? Умение решать неправильную и некорректную версию теста?.. Порой более "старая" версия теста бывает значительно адекватнее и объективнее "обновлённой". Другие Интернет-версии тестов Айзенка тоже не первоисточник, они тоже имеют определённую степень обновления, но иногда она быает и успешной. Возможно ли найти в интернете стандартный тест Айзенка с нормальной инструкцией, без опечаток, без "глюков" в расчёте результатов, с адекватной системой оценок результатов и с приемлемой степенью давности? Можно! Но это нелегко. Важным моментом, с помощью которого можно определить, нормальный тест человек прошли или нет, является шкала (график) для оценки классического теста Айзенка, т.е. график, где показано соответствие количества решённых заданий с набранными баллами. Этот график найти несложно. Если по этому графику количество решённых заданий сошлось с количеством набранных баллов, то тест был нормальным и вполне объективным (при отсутствии с тестом других проблем, описанных выше).
Добавить комментарий